Учебник по рисованию карт Часть 2
Описание работы с программой GPSMapEdit.
Учебник по рисованию карт. Часть 1 - ЗАГОЛОВОК КАРТЫ И НАСТРОЙКА ПРОГРАММЫ
Учебник по рисованию карт. Часть 3 - СОЗДАНИЕ КАРТЫ
Учебник по рисованию карт. Часть 4 - Создание карт с автоматической прокладкой маршрута
ЧАСТЬ 2. СИСТЕМА МЕНЮ И ИНСТРУМЕНТЫ
Предисловие
В прошлой статье мы рассмотрели важные вопросы формирования заголовка нашей будущей карты и возможности настройки программы GPSMapEdit . Теперь рассмотрим инструменты, которые будут нам доступны в программе GPSMapEdit.
Для того, чтобы нам без труда можно было их использовать, давайте начнём с ознакомления с пунктами меню программы. В том случае, если рассматриваемый инструмент присутствует не только в меню, но и в виде значка на инструментальной панели, то его пиктограмма будет присутствовать в описании этого пункта меню.
Обязательно обратите внимание на комбинации клавиш для быстрого вызова инструментов. Знание и использование этих комбинаций или акселераторов позволит Вам значительно облегчить и ускорить процесс создания карт. Все эти акселераторы доступны в специально созданной мной таблице.
СИСТЕМА МЕНЮ И ИНСТРУМЕНТЫ
Система меню в данной программе не отличается от системы, с которой Вам приходится работать каждый день в совершенно различных программах. Это обстоятельство можно однозначно оценить как положительное. Поэтому сразу начнём знакомиться с инструментами или командами, которые выполняются после выбора какого либо пункта меню.
Работа с файлами (File)
Первым, как всегда, идёт меню работы с файлами. В раскрытом виде данное меню выглядит так:
Кратко рассмотрим его функции.
Открыть файл (Open). Позволяет загрузить более 20 типов файлов. Этими файлами могут быть данные в Польском формате, в формате PCX5, файлы данных программ OziExplorer, MapSource, ГИС Русса, Навител Навигатор и данные полученные из навигаторов Garmin, ALAN Map 500, HOLUX MapShow и Magellan. Нельзя открывать данные точек и треков. Их можно только добавлять на любую открытую карту.
Добавить данные (Add). Пиктограмма - . Если предыдущий пункт открывает данные, как единственные на текущей карте, то с помощью этого пункта можно к существующим данным добавить другие. Это даёт нам возможность одновременно видеть на карте все необходимые нам данные. Причём добавляемые данные могут быть в любом из вышеперечисленных форматов.
Очистить карту (Close). Происходит очистка памяти от всех данных карты, включая все объекты и присоединённые файлы.
Сохранить (Save Map). Пиктограмма - . Применяется когда Вы редактируете уже существующую карту и хотите сохранить её под тем же именем.
Сохранить с другим именем (Save Map As). Понятно без лишних слов.
Импортировать (Import). Импорт возможен только из формата программы ArcView с расширением SHP и формата MIF, это уже MapInfo. В последнем случае необходимо иметь зарегистрированную программу.
Экспортировать (Export). Экспорт возможен:
- для присоединённых точек и треков в форматы различных производителей навигаторов,
- для данных в польском формате в формат карт готовых к загрузке в навигаторы Garmin (.IMG) и в формат карты OziExplorer (.MAP).
Так как мы в данной статье рассматриваем ситуацию применительно к навигаторам производства Garmin, то, в основном, будем рассматривать преобразование данных из польского формата в файл карты типа IMG.
Свойства карты (Map Properties). Пиктограмма - . Вызов окна свойств карты. Они были рассмотрены в первой части статьи.
Журнал сообщений (Message Log). Здесь содержится вся информация по различным ошибкам, произошедшим в процессе загрузки данных. Определить наличие ошибок можно по надписи в нижнем левом информационном поле программы. Если ошибок не было, то будет видна надпись Ready, если ошибки были, то надпись будет такая - Ready*.
Выход (Exit) - Выход из программы.
Ниже видны имена карт, с которыми Вы работали ранее. Загрузить нужную из них можно простым щелчком мыши на этом имени.
Правка (Edit)
Думаю, что данный пункт меню нет необходимости комментировать. Впрочем также, как и пункт помощи. Все команды в них являются совершенно стандартными и встречаются в подавляющем большинстве программ. Пиктограммы для всех основных команд также стандартные. Отмечу лишь одну команду из пункта "Edit":
Выбрать объекты (Select). Доступно семь вариантов выделения объектов карты - все объекты, все треки, все путевые точки, все маршруты, все растровые карты, все присоединённые и объекты по типу. Если первые шесть вариантов выбора делаются обычно чтобы удалить лишние присоединённые объекты, то последний применяется в тех случаях, когда необходимо выделить из множества объектов карты объекты только определённого типа. Окно выбора, появляющееся после выбора этого пункта, позволяет определить тип объекта (точка, линия, полигон) и данные о свойствах объекта (дорога, озеро, маяк и т.п.). Доступны только те объекты, которые на самом деле присутствуют на карте.
Вид карты (View)
Этот пункт меню содержит более специфические команды, поэтому рассмотрим их внимательнее.
Приближение/отдаление карты (Zoom In / Zoom Out). Пиктограммы - и . Используется для масштабирования карты. Здесь следует помнить об ограничениях на данную операцию.
Масштаб карты (Scale). Пиктограмма со списком - . Команда идентичная предыдущей. Разница лишь в том, что в выпадающем списке можно сразу выбрать фиксированный масштаб. Иногда это нужно для быстрого перехода от крупного плана к мелкому и обратно.
Вписать карту в окно (Full map). Все объекты на карте, включая присоединённые, размещаются в границах окна программы. Здесь следует отметить тот факт, что в программе имеется один нюанс - она не обновляет данные о занимаемой объектами площади на карте. То есть, если Вы загрузили на карту трек или точки значительно удалённые от привязанной карты, то Вы все их увидите в окне (и это правильно), а вот если Вы удалите эти присоединённые треки или точки, то в последующем использовании этой команды программа снова будет показывать всё в старом масштабе без учёта удалённых объектов.
Уровни детализации (Levels). Понятие уровней детализации и способы их формирования были подробно описаны в первой части статьи. Этот пункт меню позволяет выбрать какой из уровней карты будет отображаться в окне программы. При этом существует вариант автоматического переключения, исходя из параметров их видимости в определённых пользователем масштабах, или явного указания видимости конкретного слоя, независимо от текущего масштаба карты. При этом надо помнить, что вновь создаваемый объект будет находится в том уровне, какой в данный момент является видимым.
Показать/Скрыть миникарту (Show mini-map). Возможность отображения миникарты часто оказывается полезной для определения и контроля за своим текущим положением на карте. Кроме этого, можно оперативно перемещаться используя возможности миникарты. Для этого достаточно подвести курсор в окне миникарты к интересующему району карты и щелкнуть на нём мышкой. Следует отметить, что в окне миникарты наблюдаются те же проблемы, что и с командой "Full map".
Показать/Скрыть масштабную линейку (Show Ruler). Пиктограмма - . Масштабная линейка является вспомогательным инструментом и позволяет увидеть текущий масштаб карты и приблизительно оценить расстояния на карте.
Показать/Скрыть сетку долготы и широты (Show Grid). Пиктограмма - . Такой же вспомогательный инструмент. Служит для приблизительной оценки текущих координат карты. Более точные данные могут быть получены в информационном окне свойств карты. Помните, что сетка в программе GPSMapEdit выводится в датуме WGS84, а сканированные карты обычно имеют сетку в датуме Пулково42, поэтому в этих случаях будет наблюдаться некоторое смещение между ними.
Показать/Скрыть наименование объектов (Show Labels). Пиктограмма - . Применяется в тех случаях, когда наименования объектов мешают просмотру каких либо участков карты или в других случаях, когда их отображение не требуется.
Включить/Выключить прозрачность полигонов (Transparent Polygons). Пиктограмма - . Данная команда применяется, если какой либо полигон закрывает нужную часть растровой карты, которая необходима для дальнейшей работы. Например полигон, обозначающий озеро, полностью закрыл собой остров. Варианты отображения прозрачных полигонов мы рассмотрели в первой части статьи.
Показать/Скрыть узлы дорожного графа (Show Routing Nodes). Пиктограмма - . Данные дорожного графа необходимы для создания карт с автоматической прокладкой маршрутов или роутинга (от английского routing). При включении этого режима отображения становятся видны узлы роутинга. Они могут иметь различный цвет и размер при этом: желтый цвет означает, что в данном месте сходятся две дороги, зелёный цвет - три, фиолетовый - четыре и более. Увеличенный размер узла говорит о том, что он является внешним, т.е. предназначен для стыковки с другой картой в атласе, создаваемым программой ГИС Русса.
Показать/Скрыть классы дорог (Show Road Classes). Пиктограмма - . Каждая дорога при создании дорожного графа должна иметь свой вес или приоритет. Именно этот приоритет может быть показан при включении этой функции. Приоритет будет показан соответствующим цветом и толщиной линии дороги. Подробнее - в статье про создании карт с возможностью автоматической прокладки маршрута.
Показать нумерацию домов вдоль улиц (Show Numbers along Roads). Этот пункт меню доступен только для карт для Гармин. Дело в том, что у Гармина нет как таковой адресной информации, которую можно присвоить определённому дому в качестве адреса. Вместо этого реализована виртуальная нумерация домов. При этом нумерация указываются в узлах линии улицы. Если узлы стоят на пересечении улиц, то прописываются диапазоны номеров домов, принадлежащие этому отрезку улицы. Нумерация отдельная для левой стороны улицы и для правой. В программе Навител Навигатор адресную информацию можно присваивать непосредственно объекту.
Показать/Скрыть присоединённые файлы (Show Attachments). Пиктограмма - . Этой командой нужно пользоваться, когда Вы хотите увидеть только созданные Вами объекты. Она даёт наиболее объективную информацию о том, как будет выглядеть карта на данном уровне детализации в Вашем навигаторе. Все присоединённые файлы, включая растровую карту, все точки и треки, будут скрыты.
Показать (Загрузить) карты с сервиса GoogleMaps (Show Google Maps). Пиктограмма - . Программа GPSMapEdit позволяет при корректировке карты загружать космические снимки непосредственно с популярнейшего сервиса Google Maps.
Вызов встроенного маршрутизатора (GPS tracking). Пиктограмма - . Эта функция возможно пригодится владельцам ноутбуков. Маршрутизатор представляет собой окно с некоторыми текущими показаниями навигатора - количество видимых спутников, координаты, скорость и высота. Может применяться для управления отображением текущего положения на карте и записи трека.
Перечень присоединённых файлов (List of Waypoints, Tracks, Routes) - вызов окна с информацией о присоединённых файлах. Доступны данные только для путевых точек, треках и маршрутах.
Показать окно присоединённых файлов (Attachments). Окно присоединённых файлов позволяет просмотреть, выбрать, отобразить на карте, скрыть и отобразить присоединённые к карте файлы.
Обновить экран карты (Refresh). Если Вы видите, что созданные Вами объекты на карте расположены друг относительно друга не в соответствующей последовательности, то попробуйте воспользоваться этой командой. Правила отображения объектов мы разберём немного ниже.
Переместиться на другую позицию (Go to position...). Команда позволяет переместиться на определённую точку на карте. Новая позиция задаётся явным указанием долготы и широты.
Избранное (Favorites)
Меню Избранное содержит всего две позиции - добавить и удалить файлы в и из Избранного.
Инструменты (Tools)
Данный пункт меню без сомнения является важнейшим. Поэтому остановимся на нём подробнее. Ещё раз напомню про желательность использования быстрого вызова инструментов с помощью акселераторов. В данном случае используются даже не комбинации, а всего лишь одна кнопка с определённым символом, что ещё удобнее. Раскрытое меню инструментов выглядит так:
Передвинуть область карты (Drag Map). Пиктограмма - . Если текущий масштаб карты не позволяет увидеть всю её целиком, то для перемещения её видимой части можно использовать этот инструмент. Это гораздо быстрее, чем пользоваться прокруткой. Для этого достаточно после выбора этого инструмента просто с нажатой левой кнопкой мыши перетаскивать карту по экрану в нужном направлении. Ещё одна альтернатива - использование колеса прокрутки мыши.
Выбор инструмента масштабирования (Zoom). Пиктограмма - . Выбор инструмента позволяет с помощью мыши изменять масштаб карты. Щелчок левой кнопкой мыши приближает карту, правой - отдаляет. Можно, нажав и удерживая левую кнопку мыши, очертить только нужный фрагмент карты, который необходимо увеличить до размеров рабочего поля программы.
Режим выбора объектов (Select Objects). Пиктограмма - . Один из основных инструментов. Выбирать объекты требуется для определения их свойств, преобразования узлов, перемещения и во многих других случаях. Есть возможность выделения нескольких объектов. Для этого надо удерживать клавишу Shift и последовательно их отмечать (зависит от настроек).
Коррекция узлов (Edit Nodes). Пиктограмма - . Так как объекты типа линия и полигон состоят из отдельных прямых, соединённых узлами, то этот инструмент позволяет корректировать положение, удалять и добавлять узлы в существующих объектах этих типов. Используется очень часто для множества различных операций.
Создание объектов (Create Object). Пиктограмма со списком - . Данный инструмент позволяет создавать все виды объектов - точки, линии и полигоны. Описание работы с этим инструментом будет рассмотрено в третьей части статьи.
Обрезка карты (Trim). Пиктограмма - . Обычно обрезка карты нужна на заключительном этапе создания карты, когда требуется обрезать все лишние и выступающие за требуемую нам область, части объектов. Обрезать карту можно только по прямоугольному выделению. При этом отсекается всё, что остаётся за границами этого выделения.
Коррекция привязки карты (Transform). Пиктограмма со списком - . Можно применить три типа коррекции (трансформации) - сдвиг, афинное и квадратичное. Коррекция воздействует на все векторные объекты карты. Каждая трансформация имеет свои особенности. Ниже приведены самые общие данные по каждому из них.
Коррекция сдвига (Shift). Данная операция подразумевает общее перемещение объектов карты во всей плоскости в определённую сторону и расстояние. Поэтому в этом случае дан выбор только для одной пары точек для перемещения. Первая точка отмечает текущее положение выбранного фрагмента карты, а вторая - целевую позицию.
Афинное преобразование (Affine). Это понятие из линейной алгебры, обозначающее произвольные линейные преобразования координат. Частными случаями являются сдвиг, смещение, поворот, сжатие или растяжение в различных направлениях. Применение аффинного преобразования к картам позволяет в ряде случаев значительно улучшить их точность. В этом случае мы можем воспользоваться уже тремя парами точек.
Квадратичное преобразование (Quadratic) Дальнейшее развитие системы коррекции привело к квадратичному преобразованию. Здесь мы имеем уже шесть пар точек. Несмотря на то, что этот тип трансформации является самым точным, но он ещё и очень требователен к расположению контрольных точек. Они должны располагаться по всей площади карты.
Здесь следует помнить о том, что для наиболее качественной привязки требуются очень точные данные. Как правило, эти данные могут быть получены только с помощью самого навигатора. Поэтому всегда старайтесь ставить путевые точки для привязки в местах, которые можно однозначно определить на карте. Всегда следует обращать внимание на максимально точную привязку карты в программе OziExplorer.
Тестировать дорожный граф (Test Routing Grapf) Пиктограмма - Важнейшая функция для тех, кто создаёт карты с возможностью автоматической прокладки маршрута. Позволяет взглянуть как будет функционировать прокладка маршрута прямо в редакторе.
Генерализация узлов (Generalize). При ручном создании объектов очень часто возникает ситуация, когда узлы в созданном объекте расположены не оптимально. Данная функция, исходя из расположения узлов относительно друг друга и сетки генерализации данного уровня детализации, где расположен объект, производит уменьшение количества узлов до требуемого уровня. Генерализация проводится сразу со всеми объектами на всех уровнях. Цель её - сократить количество информации для более быстрого отображения информации на карте и, соответственно, уменьшить объём файла карты. Пример всего этого процесса будет рассмотрен ниже.
Объединение копий объектов в уровнях детализации (Join per-Level Objects). В Польском формате имеется возможность определять объекты, состоящие из нескольких элементов, в том числе, распределенных по разным слоям детализации, а не задавать по отдельному объекту на каждый слой. Это позволяет обрабатывать объект как единое целое: пользователь может перемещать, переименовывать, изменять тип, удалять и т.д. этот объект на всех уровнях сразу. Поэтому указанная функция предназначена для объединения похожих друг на друга объектов, распределенных по разным слоям детализации, в единые объекты из нескольких элементов. Реального применения данная функция практически не имеет.
Разъединение объектов в слоях (Split Object by Levels). Эта функция является противоположной предыдущей. Она разъединяет идентичные объекты в разных уровнях детализации.
Удалить дубликаты объектов (Remove Object Dublicates). В процессе создания большого количества объектов, определения их характеристик и свойств, иногда появляются (не сами, конечно) объекты, которые повторяют друг друга. Они занимают определённое место в памяти. Данная команда удаляет получившиеся копии объектов.
Преобразовать наименования объектов (Convert Labels...). Многие объекты на карте, например реки, озёра, ручьи, дороги, имеют свои имена. Для того, чтобы все они отображались в едином стиле, можно применить данную команду. Возможно применить пять стилей отображения имён:
- ВСЕ СИМВОЛЫ В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ (UPPER CASE);
- все символы в нижнем регистре (lower case);
- Заглавная в первом слове (Capitalize first word);
- Заглавная В Каждом Слове (Capitalize All Words);
- Transliteracia slov (Translit).
Объединить внутренние полигоны (Merge Inner Poligons). Применяется для сокращения количества многоэлементных объектов, когда один элемент полностью вложен во второй. Этот вариант будет рассмотрен далее.
Разрезать все объекты по сетке (Slice All Objects...). С помощью этой команды можно порезать все объекты на карте на части. Сетка, по которой производится нарезка, задаётся в градусах. По сути, это копия функции нарезки через определение TRE size.
Разделить карту на отдельные файлы (Split Map to Files...). Происходит нарезка карты на куски и их сохранение в виде отдельных файлов. Разделение возможно в соответствии с общепринятой номенклатурой карт и произвольно. Функция доступна только в зарегистрированной версии программы.
Проверить объекты на самопересечения (Verify Map). Выполняется проверка карты по нескольким признакам. Причём при обнаруженные ошибки показываются на карте.
Самопересечения полигонов (Check polygons for self-intersections) - самопересечения опасны тем, что в некоторых случаях могут исказить форму объекта после нарезки.
Проверка линий, входящих в дорожный граф на самопересечение (Check routable polylines for self-intersection) - в спецификации Garmin линии дорог не могу самопересекаться. В этом случае есть вероятность неправильной прокладки маршрута. cGPSmapper делает самостоятельную проверку на эту ошибку.
Найти ошибочные узлы дорожного графа (Find misalignet routing graph nodes) - находятся несовпадающие узлы дорожного графа.
Найти близкорасположенные узлы дорожного графа (Find too close nodes (<5,4m) - согласно спецификации Garmin, узлы дорожного графа не могут быть ближе, чем 5,4м друг от друга. В таком случае они должны быть или раздвинуты на большее расстояние или иметь одинаковые координаты.
Создать узлы дорожного графа (Generate Routing Nodes). Автоматическое создание дорожного графа. Создание дорожного графа выполняется только для линий дорог и улиц. Узлами дорожного графа считаются места, где узлы разных дорог имеют совпадающие или близкорасположенные, в пределах двух узлов сетки генерализации, узлы.
Удалить узлы дорожного графа (Remove Routing Nodes). Полное удаление данных о дорожном графе.
Очистить признаки внешних узлов дорожного графа (Clear External Nodes) - все узлы дорожного графа теряют признак внешних узлов.
Задать данные для поиска (Edit postal adress items...). Пиктограмма - . В навигаторах возможно осуществить поиск по различным данным. Поиск ведётся по различным данным - страна, область, населённый пункт, индекс.
Свойства программы (Options...). Полное описание дано в первой части статьи.
Честно говоря, я хотел в этой части начать описание практической работы с инструментами. Однако, объём текущей части несколько превысил мои ожидания. Кроме того, эту часть можно рассматривать, в большей степени, как справочную, а тема создания карты требует особого подхода. И вот, что бы не увеличивать объём этой части до неприличных размеров, и осознавая важность следующей темы, я все таки решил описание самого процесса создания карты выделить в отдельную часть. Третья часть будет полностью посвящена вопросам создания, редактирования и задания свойств объектам.
Вся информация и материал размещённый на данной странице был взять с официального источника v-dorogu.narod.ru