Учебник по рисованию карт Часть 1
Описание работы с программой GPSMapEdit.
Учебник по рисованию карт. Часть 2 - СИСТЕМА МЕНЮ И ИНСТРУМЕНТЫ
Учебник по рисованию карт. Часть 3 - СОЗДАНИЕ КАРТЫ
Учебник по рисованию карт. Часть 4 - Создание карт с автоматической прокладкой маршрута
ЧАСТЬ 1. ЗАГОЛОВОК КАРТЫ И НАСТРОЙКА ПРОГРАММЫ
Предисловие.
Являясь давним пользователем картографического редактора GPSMapEdit и даже, если хотите, пропагандистом самостоятельного создания векторных карт, хочу представить вам в этой и других статьях некоторые основы работы в этой замечательной программе. Всё, что Вы прочтёте далее - обзор имеющихся инструментов, изложение основных принципов работы, немного теории и некоторые хитрости при работе с программой. Всё это познавалось мной в течение нескольких лет эксплуатации навигатора eTrex Legend, GPSMap60CS и КПК Mitak MIO168, Yakumo DeltaX и коммуникатора Mitak MIO A700 с программами ГИС Русса, Навител Навигатор и пр.
Причинами создания этого цикла статей послужили:
- стремительное увеличение интереса к системе GPS и, как следствие, спроса на персональные навигаторы, в своём большинстве поддерживающими картографические возможности;
- недостаточное количество информации о практической работе в программе GPSMapEdit;
- попытка систематизации собственных знаний и, возможно, получение новых.
Цель можно определить как:
- возможность наглядно показать этапы самостоятельного создания векторных карт;
- популяризацию темы самостоятельного создания векторных карт для персональных навигаторов GPS и различных навигационных программ.
В первую очередь определим для себя для каких задач была создана программа GPSMapEdit. Эта программа предназначена для предварительного просмотра, создания и редактирования векторных карт в различных картографических форматах. Общую информацию о самой программе и её последнюю версию Вы можете найти на сайте www.geopainting.com. Не могу не подчеркнуть, что программа создана и активно развивается нашим соотечественником Константином Галичским, за что стоит выразить ему наше уважение и признательность.
В виду того, что программа GPSMapEdit постоянно развивается и совершенствуется, в данной статье может не присутствовать описание для некоторых недавно появившихся инструментов или функций.
Итак начнём.
Установка.
Прежде всего необходимо загрузить последнюю версию программы GPSMapEdit с указанного выше сайта. Стоимость одной лицензии для граждан России составляет менее 1000р. Однако, для владельцев навигаторов производства Garmin это не будет являться большим неудобством, так как практически все необходимые функции для создания карт этого формата поддерживаются даже незарегистрированной программой. Почти все заблокированные функции касаются только владельцев навигаторов, отличных от Garmin или не критичны в обычных случаях.. То же самое можно сказать и про поддержку формата .rus для карт программы ГИС Русса и .ntm для программы Навител Навигатор. Программа GPSMapEdit пока имеет только англоязычный интерфейс. Однако, русификатор к последней версии программы Вы всегда можете скачать на страничке Загрузка сайта v-dorogu.narod.ru. Так же для использующих Windows 98, Windows ME, Windows NT4.0 SP6 или Windows 2000 рекомендую сразу скачать библиотечку GDI+. Для пользователей Windows XP устанавливать GDI+ не нужно, но следует установить специальное обновление. Это позволит работать растровыми файлами типов PNG и TIFF. Следует отметить, что наиболее полное функционирование графики доступно только в Windows 2000 и Windows XP. Остальные версии операционных систем имеют некоторые ограничения, перечисленные здесь.
Архив с программой и библиотеку GDI+ следует распаковать в одну директорию. Обновление для Windows XP производится в стандартном порядке. Инсталляции программа GPSMapEdit не требует, поэтому её можно сразу же запустить. Если Вы хотите получить программу с русифицированным интерфейсом, то перед запуском необходимо запустить русификатор и следовать его инструкциям.
Первый запуск.
Перед первым запуском программы у нас должна быть привязанная карта формата OziExplorer (.MAP) или любая готовая карта формата IMG, NTM, RUS, MP. В данном случае рассматривается создание карты по первому варианту - "с нуля". Запускаем программу GPSMapEdit , открываем (File - Open...) привязанную карту с расширением .MAP, заодно посмотрим какие из типов данных можно загрузить ещё. Из того, что нас несомненно заинтересует, это возможность загрузки сохраненных c помощью OziExplorer или других программ точек пользователя (.WPT), треков (.PLT, .MPS), всех типов файлов для программы MapSource в частности файлы карт формата .IMG. Всего этого нам вполне должно хватить для создания собственной карты. После непродолжительной загрузки, мы увидим примерно следующее:
Не правда ли, очень похоже на интерфейс OziExplorer? Так оно и есть. Присутствует сама карта, кстати качество привязки в GPSMapEdit определяется только качеством привязки в OziExplorer, миникарта, отображающая тёмным прямоугольником наш текущий масштаб и положение. Кроме этого следует обратить внимание на информацию в нижнем информационном поле программы:
Первое слева сообщение говорит о готовности программы к работе с картой. Единственное замечание состоит в том, что если после слова Ready стоит символ *, то это значит, что при загрузке карты были отмечены какие-то ошибки. Посмотреть что именно произошло можно в журнале ошибок (File - Message log). Наличие ошибок совсем не значит, что дальше работать совершенно невозможно. Просто при этом анализируется присутствие "неправильных" объектов, форматов и т.д. Например объекты, имеющие нулевой размер или растровые файлы не поддерживаемого формата или просто перемещённые в другую папку или стёртые. Поэтому, если у Вас при загрузке возникли ошибки, но карта в целом загрузилась, посмотрите на возникшие при загрузке ошибки и постарайтесь их устранить.
Далее мы видим текущий масштаб карты, в данном случае в 1см помещается 500м. Однако измерять расстояние линейкой не советую - вспомним про вариации диагонали монитора и текущего разрешения. Это только справочная информация.
В крайнем правом поле мы видим координаты текущего положения курсора.
Между масштабом и координатами находится информационное поле текущего уровня детализации карты. В данном случае при первой загрузке уровней детализации у нас нет - No Levels. В дальнейшем, когда они появятся, стоит обращать внимание на данные в этой информационной строке. При этом символ ">" означает, что текущий масштаб мельче, чем предусмотрено для наименее детального уровня, а символ "<" - что масштаб крупнее, чем предусмотрено для наиболее детального. Символ "*" означает, что включен режим визуализации конкретного уровня детализации.
Понятие уровней детализации карты.
Отображение текущего уровня детализации является важным параметром. Дело в том, что созданная Вами векторная карта может иметь несколько уровней. Зачем это делается? Это делается для разграничения и оптимизации количества информации на карте, загруженной в навигатор, в зависимости от текущего масштаба. На дисплее всегда отображается только один уровень детализации. По мере масштабирования карты в большую или меньшую сторону и настройки самих уровней, они заменяют друг друга. Это приблизительно можно сравнить со страницами в книге, содержащей одинаковый рисунок. Причём, каждый последующий лист содержит более детальную картинку. Таким образом можно гибко регулировать количество информации на дисплее в зависимости от текущего масштаба. Например представим, что у нас имеется готовая векторная карта, загруженная в навигатор. Допустим, что она содержит три уровня детализации. Рассмотрим возможные причины создания именно трёх уровней на нашей выдуманной карте.
Уровень детализации №3. Предположим, что этот уровень детализации отображается в масштабах от 8км до 2км. В этих масштабах не имеет смысла отображать некоторые небольшие объекты - высоты, ручьи, мелкие дороги, тропы и т.п. Эта лишняя информация будет замедлять отображение карты на дисплее и мешать наблюдению за текущим положением пользователя в виду конечности разрешения дисплея. Обычно достаточно отобразить большие, влияющие на общую ориентацию, объекты, типа крупных озёр, основных дорог и рек и т.п.
Уровень детализации №2. Отображается в масштабах от 1,2км до 500м. Здесь уже важен "выход на цель". Соответственно на этом уровне детализации должны появиться объекты с максимальной детализацией. Это даст нам возможность следовать намеченным маршрутом и максимально точно наблюдать за своим текущим положением и направлением движения к цели, учитывая различные препятствия в виде болот, ручевин, высоких бугров и т.п.
Уровень детализации №1. Отображается в масштабах от 300м до 5м. Предполагаем, что мы уже на месте и нас интересуют строго определённые, ограниченные участки, где мы и собираемся осуществить то, зачем мы и шли. Этими местами могут быть места рыбной ловли, сбора ягод, грибов или просто тропинки для прогулки по окрестностям. В этом случае нам нет никакой необходимости отображать все детали районов, которые находятся от нас на далёком расстоянии. В случае в рыбной ловлей, например, будет достаточно максимально подробно прорисовать береговую линию с указанием отмелей, ям, прошлых удачных мест рыбалки, шалаша, кострища и т.д. Таким образом, мы исключаем всю лишнюю информацию и оставляем существенную при данном масштабе.. А это в свою очередь приводит к экономии памяти навигатора, ускорению обновления информации на дисплее и к наиболее оптимальной оценке пользователем своих действий в различных ситуациях на всех этапах своего путешествия.
Таким образом каждый уровень детализации, грубо говоря, представляет собой совершенно независимую карту.
Пример с тремя уровнями дан для наглядности. На самом деле их количество может быть от двух до девяти. Из своей практики создания и использования карт скажу, что самым оптимальным является создание карт с тремя, редко с четырьмя уровнями детализации. Перед созданием карты обязательно следует проанализировать свои требования к карте и из этого принять решение о необходимом количестве уровней. Само создание и конфигурирование уровней мы рассмотрим ниже. Сразу отмечу, что изменение настроек уровней детализации, их добавление и удаление возможно производить в любой момент создания карты. Но лучше всё таки чётко осознавать какую именно карты мы хотим получить в результате. Начинать прорисовку карты всегда необходимо с самого крупного масштаба. Это связано с генерализацией данных. Но и об этом мы поговорим несколько позже.
НАСТРОЙКА КАРТЫ
Свойства карты.
Следующим этапом подготовки к самостоятельному созданию карты у нас будет настройка свойств нашей будущей карты. Откроем это окно настройки (File - MapProperties или Alt+Enter). Перед нами появится панель со множеством вкладок. Первая вкладка, открытая по умолчанию, называется Header (Заголовок).
Немного отступая от темы, хочу уточнить, что в данных статьях будут показаны примеры создания карт для навигаторов Гармин. Однако, эти же самые приёмы действительны для создания карт для других устройств и программ. В случае, когда речь будет идти о некоторых особенностях форматов, я буду указывать на это.
Заголовок (Header).
Рассмотрим каждый пункт данного окна начиная сверху. Также будем поступать и со всеми окнами в дальнейшем.
Типы доступных объектов (Type set). Это поле показывает нам какие типы объектов будут доступны при создании нашей карты. В настоящее время доступен выбор для четырёх типов - для навигаторов Garmin, для навигаторов Alan Map500/Holux и для программ ГИС Русса и Навител Навигатор. От этого выбора зависит какие именно объекты будут доступны при создании карты, уточнено количество доступных уровней детализации и некоторые возможности по настройке карты. В данном случае будет рассмотрена настройка карты, предназначенной для навигаторов Гармин. Это позволит наиболее глубоко рассмотреть возможности настройки карты.
Номер карты (ID) - это уникальный цифровой идентификатор карты. Одновременная загрузка в навигатор двух и более карт с одинаковым номером невозможна. Номер карты состоит из 8 десятичных цифр от 0 до 9 или из 8 шестнадцатеричных цифр от 0 до F, в последнем случае перед номером ставится символ "|". Не совсем понятно что это за символ. Варианты - L, I, |. Я точно не знаю, потому что сам никогда не использовал. Хорошо, если номер вашей карты будет соответствовать общепринятому номеру Вашего района. Однако, если Вы не собираетесь размещать свою карту в базах подобных карт в Интернет, то ставьте любой восьмизначный номер и не задумывайтесь над его глубинным смыслом. В наборе для программы ГИС Русса и Навител Навигатор это поле не используются. Поэтому можете использовать его на своё усмотрение. Как номер версии или дату редакции, например.
Имя карты (Name). Имя карты несёт в себе совершенно конкретную информацию о карте. Эта информация может быть любой. Лучше всего давать имя, указав наименование района или ближайшего населённого пункта. Имя карты может состоять из любых латинских букв, цифр и прочих символов. Кириллицу использовать не советую, потому что это не всегда проходит даже на русифицированных навигаторах, а на других "крякозябры" просто гарантированы. Обычно указывается номенклатурный номер карты, название местности или населённого пункта, версия и дата создания карты.
Права на карту (Copyright information) - данное поле предназначено для ввода информации о владельце данной карты. Обычно является полезным обозначать в этом поле какие-либо данные о себе - ник или фамилию. Это позволит ориентироваться в случае, когда имеется несколько карт одного района, сделанных разными людьми. Вполне возможно, что через некоторое время именно ваши карты будут узнаваемы, известны и особенно ценимы. Такие примеры есть.
Датум (Datum). Выбора нет. Как показала практика, использовать датум Пулково-1942 в абсолютном большинстве случаев нет никакого смысла. Это может быть оправдано только в случае проецирования данных навигатора на бумажную карту или при привязке карты по координатам, указанным на бумажной карте. Правда и в том и в другом случае погрешность как правило составляет всё те же 20-100м. Так что пользуйтесь общепринятой системой WGS84. А для привязки можно воспользоваться любым геодезическим калькулятором.
Единицы измерения высоты (Elevation units). Выбор ограничен футами и метрами. Реальная ценность это параметра сомнительна, так как на любом дисплее данные выводятся простыми цифрами без указания единиц измерений. Но в Польском формате есть раздел, отвечающий за этот параметр и поэтому это поле есть и в настройках карты. В дальнейшем при создании карты мы каких либо вариантов работы с высотой не увидим. На случай появления навигаторов с отображением трёхмерной топографической модели, выберем метры. Может в будущем пригодится. Следует отметить, что высоты в навигаторах Гармин всегда выводятся в футах.
Кодовая страница (Code page). Как Вы уже наверно знаете, варианты кодовой страницы в среде Windows отвечают за корректное отображение символов различных национальных языков. Здесь тоже самое - выбирается вариант кодовой страницы для отображения названий объектов на карте. Выбор вариантов просто огромный. По умолчанию стоит стандартный ACSII набор символов. Его неудобство только в том, что все символы в названиях объектов будут заглавными. Можно рекомендовать использовать кодовую страницу для центральной Европы. Однако скорее всего Вы не сможете увидеть имена, отображаемые с каким либо наклоном - реки, ручьи, дороги и некоторые другие типы объектов. То, что отображается в горизонтали будет видно корректно. Владельцы русифицированных навигаторов могут попробовать кириллицу. Только имейте в виду - стоит Вам обновить прошивку в своём навигаторе и будет ничего не разобрать. Да и проблема с наклонными надписями наверняка останется. В программе ГИС Русса и Навител Навигатор гарантируется поддержка шрифтов в формате Unicode, поэтому там никаких вопросов по отображению имён объектов на разных языках быть не должно.
Кодовая схема (Coding Schema). Продолжение истории про кодовую страницу. Обычно менять ничего не требуется. Выбор наиболее подходящих вариантов происходит автоматически вслед за выбором кодовой страницы.
Свойства файла карты (File properties). После нажатия этой кнопки выводятся стандартные данные о файле карты. Можно посмотреть все атрибуты включая размер, дату создания и пр.
С этим окном закончили. Посмотрим что интересного есть в следующей вкладке. Она называется "Levels", что в переводе означает те самые уровни детализации, о необходимости которых так подробно рассказывалось чуть выше.
Уровни детализации (Levels).
Кстати, попробуйте написать тоже самое не переключаясь на латиницу. Я случайно забыл, потом заметил и не сразу понял, что я хотел написать. Потом сообразил и от души посмеялся. Однако идём далее. Смотрим скриншот:
При том, что полей ввода здесь не так и много, данные настройки являются одними из самых ответственных. Вспомните то, что говорилось о уровнях детализации выше. Вот как раз здесь и происходит их формирование. Если Вы загрузили новую карту, то никаких уровней по умолчанию не будет. Давайте создадим первый уровень детализации. Для этого нажмём на кнопку "Insert before" (Вставить до текущего). Однако, мы видим, что при создании первого уровня у нас почему-то появился не один, а целых два уровня. Всё правильно. Дело в том, что при формировании уровней детализации необходимо соблюдать одно обязательное условие - на любой карте последний уровень должен быть пустым. То есть не содержать никаких объектов. Об этом нас честно предупреждает напоминание - "NOTE: The last level should be empty" Программа сама следит за этим условием и просто не позволит создавать объекты на последнем уровне. Для примера создадим три уровня детализации и настроим их так, как было указано в примере выше. После троекратного нажатия на кнопку "Insert before", у нас, как и ожидалось, появилось четыре уровня. Помним, что последний уровень (Level3) будет всегда пустой. Активными будут только уровни с первого (Level0) по третий (Level2).
Теперь надо определить при каком масштабе в навигаторе объекты каждого из этих уровней детализации будут отображаться. Щелкнем два раза на уровне "Level2" или выделим его и нажмём на кнопку "Change". Откроется окно "Level settings" (Настройки уровня детализации). В этом окне есть выбор двух параметров. Первый называется "Bits", что вольно можно перевести как "Масштаб в навигаторе", и "MapSource zoom range" (Масштаб для программы MapSource).
Каким образом нам сделать так, чтобы объекты третьего уровня детализации на нашей карте стали видимыми в навигаторе при масштабе равным 8км, а до этого не отображался совсем? Очень просто! Выбираем из значений раскрывающегося поля "Bits" вариант "18 (5km - 8km)" - от 5км до 8км. Если мы создадим всего один такой уровень и поставим для него указанное значение, то он будет видимым в навигаторе начиная с масштаба 8км до минимально возможного. Кажется это удобно - сделал один уровень, поставил масштаб 12км или 20км и видишь всегда всю карту. При кажущемся удобстве, этот вариант таит в себе некоторые опасности. О них поговорим позже.
Теперь настроим второй уровень детализации. Делаем тоже самое, но диапазон ставим "21 (800м до 1,2км)". Этим самым мы ограничили видимость объектов третьего уровня детализации масштабом 2км, после которого идёт масштаб 1,2км и, соответственно, в навигаторе они перестают отображаться и появляются объекты, расположенные на втором уровне. Для самого первого уровня ставим масштаб "23 (200м до 300м)". Это приведёт к ограничению отображения второго уровня до 500м и отображению первого, начиная с 300м до максимального масштаба. Обычно у навигаторов производства Garmin максимальный масштаб равен 5м.
Теперь обратим внимание на тот уровень детализации, который у нас всегда остаётся девственно чистым - Level3. Его масштаб, как Вы уже наверно догадались, должен быть меньше, чем у предыдущего. Поэтому поставим его равным 17 (12км).
Выбор масштаба для программы MapSource выполняется по принципу выбора масштаба для отображения уровней детализации и, на мой взгляд, не является абсолютно необходимым. Дело в том, что подготовка карты для просмотра её в MapSource, довольно сложна. И ещё потому что практически всё, что мы можем сделать в MapSource, можно сделать в том же OziExplorer. Для просмотра треков и путевых точек очень удобен и сам GPSMapEdit. Обязательным условием настройки масштабов для MapSource является то, что они должны возрастать - 1,2,3 и т.д.
Настройки компилятора cGPSMapper (cGPSMapper).
В наших предыдущих случаях в окне настройки карты не было видно этой вкладки. Это произошло потому, что мы в то время ещё не создали ни одного объекта на карте. После того, как мы это сделаем, оно появится. Единственное, что этого окна не будет при выборе типов объектов отличных от Garmin. При этом компиляция в конечный формат происходит средствами компилятора cGPSmapper.
При использовании наборов ГИС Русса и Навител Навигатор вкладка настройки компилятора недоступна. Все настройки производятся автоматически.
Здесь следует объяснить, чем на самом деле является программа cGPSMapper. Суть в том, что она как раз и преобразует сохранённую GPSMapEdit карту в текстовом, или, как принято говорить, в "Польском формате", в формат карт для навигаторов Garmin. Поэтому без неё не получится сохранить карту в формат *.IMG. Смотрим окно настройки:
Довольно много настраиваемых параметров. Однако, как показала практика, что либо менять здесь нет особой необходимости, так как здесь уже выставлены самые оптимальные значения параметров. Много было сломано копий по поводу оптимальных настроек всех этих данных, но в конце концов были приняты именно такие настройки. Но знать назначение этих параметров всё же нужно.
Вверху мы видим ссылку на сайт программы-компилятора cGPSMapper. Скачать необходимо Free cGPSmapper land version for Windows. Распаковать его можно в любую папку, так как при первом конвертировании по запросу мы сможем указать папку с этой программой.
Сохранять объекты как... (Save objects as...). Выбор формата сохранения описаний объектов в "Польском формате". До версии 0.74 программы cGPSMapper, использовался несколько иной формат сохранения этих данных. Если Вы скачали последнюю версию, то можете совершенно спокойно выбрать нижнее поле. Если всё ещё используете старую, то рекомендую Вам срочно это сделать. В последних версиях устранено много ошибок и значительно увеличена скорость работы.
Максимально допустимый размер объекта (TRE size). Тут можно сказать, что компилятор cGPSMapper работает отнюдь не по простым алгоритмам. Если объект больше какого-то размера (площади), то она режет его на несколько частей. Как показала практика и замечания других пользователей, чем меньше значение в этом поле, тем более быстро обновляется карта в навигаторе и тем больше получается объём самой карты. Однако, особенно мельчить тут тоже не советую. Ниже привожу объяснение этого параметра Константином Галичским (автором программы GPSMapEdit).
"Карты в формате IMG состоят из прямоугольных "блоков". Блоки могут перекрываться или быть смежными - это зависит от генерирующей программы. Каждый объект карты принадлежит одному из блоков и обязан полностью в него вписываться. При рендеринге фрагмента карты, попадающего в экран, прибор сразу "отметает" все объекты, которые принадлежат блокам, не пересекающимся с прямоугольником экрана, и не тратит на них время. А все остальные объекты считаются потенциально видимыми - соответственно прибор пытается их отрисовывать (даже если они попадают в экран только на один пиксел). Соответственно от качества распределения блоков и объектов по блокам зависит скорость отрисовки карты.
TRESize определяет максимальный размер блоков. Чем он меньше, тем мельче блоки (скорость рендеринга улучшается за счет более точной фильтрации "лишних объектов"), но соответственно и тем больше самих блоков и кусков объектов, на которые приходится их резать (размер карты увеличивается)." Для тех, кто не понял, объясню всё это на простом примере. Допустим у нас есть огромный объект со множеством узлов, описывающих его форму. Если на дисплее навигатора будет виден хоть один узел этого объекта, то ему придётся рассчитывать положение для всех остальных, невидимых в данный момент, узлов. А вот если нарезать один большой объект на несколько маленьких, то в этой же ситуации нужно будет рассчитать положение только для того куска, которому принадлежат видимые в настоящее время узлы.
Сам Константин рекомендует значение TRE size ставить равным 511 единицам. Думаю стоит прислушаться к этой рекомендации.
Зазор краёв карты (TRE margin). Суть здесь такая. Если мы в исходном файле не задаём объект типа "0x4a" (граница карты), то cGPSMapper сам создаст эту границу, как минимальный прямоугольник со сторонами, параллельными параллелям и меридианам, описывающих все объекты, указанные в исходном файле. Так вот, значение "TRE margin" это зазор (в градусах), который он сделает между крайними объектами и этим прямоугольником. То есть, прямоугольник будет не минимальный, а все его грани будут отстоять на указанное в параметре "TRE margin" количество градусов от граней минимального. Это может иметь смысл, если крайние объекты у нас точечные, и дальше следующей карты нет, дальше только базовая карта, поскольку в этом случае в режиме панорамирования, когда мы будем пытаться подвести курсор к своему точечному объекту, он будет перескакивать на базовую карту. Обычное значение этого параметра варьируется от 0,000 до 0,050.
Максимальное количество элементов в объекте (Max elements per object). Этот параметр также как и TRE size влияет на скорость отображения карты на дисплее навигатора. Общая суть идентична TRE size- если количество элементов в созданном нами объекте будет больше, чем задано в данном поле, то объект будет порезан на несколько частей с количеством элементов не превышающим заданного. Опять же, автор программы рекомендует значение 127.
Прозрачность карты (Map is transparent). Если не выбрать этот пункт, то прямоугольник нашей карты может перекрыть некую другую карту, загруженную вместе с нашей. Иногда это полезно. Но иногда нам нужно как бы добавить информацию с помощью нашей карты в другую, менее подробную, например. Тогда выбираем эту галочку и через нашу карту будут видны объекты на первой. Здесь есть несколько существенных условий. Для корректной работы должна быть загружена ещё хотя бы одна не прозрачная карта. Нижний уровень не прозрачной карты должен быть не ниже нижнего уровня прозрачной. Иначе говоря, в прозрачной карте надо нулевой уровень (Level0) сделать больше или равным, чем у непрозрачной. На мой взгляд гораздо проще переключать видимость карт в самом навигаторе.
Обработка (Preprocessing). По пунктам выбора мы видим, что всего есть три варианта. Рассмотрим их.
Первый - обработки не происходит (No), как нарисовали, так и преобразуется. Скорость компиляции возрастает, но возможны ошибки отображения.
Второй - только генерализация (Generalization only) - она заключается в удалении "лишних" узлов. Например если у нас получилась прямая линия, содержащая 3-4 узла, то после оптимизации у нас получится та же прямая, но состоящая из 2 узлов - в начале и в конце прямой. Генерализация производится по специальной сетке, которая задаёт минимальное расстояние между узлами объектов. Чем мельше масштаб, тем больше расстояния между узлами этой сетки. Это даёт нам сокращение размера карты и ускорение её отрисовки в навигаторе.
Третий - генерализация и анализ пересечений (Generalization+intersection) - к генерализации добавляется удаление пересекающихся участков полигонов. Если один полигон своим краем накладывается на второй, то ненужный участок пересечения просто удаляется. "Ненужность" части объекта определяет программа, поэтому это происходит не совсем так, как задумывал создатель карты. Но обычно всё проходит нормально.
Кстати, здесь опять стоит вспомнить про необходимое количество уровней детализации. Генерализация объектов рассчитывается от видимой детальности при конкретном масштабе. Это значит, что при генерализации объектов на уровне генерализации масштаба 8км, мы не потеряем в деталях на дисплее навигатора только в масштабах около этого значения. Если мы будем приближать карту, то увидим, что границы объектов становятся всё более и более грубыми. Этого не происходит, когда мы имеем несколько уровней детализации. В этом случае генерализация производится для каждого уровня отдельно.
Индексирование точек пользователя (POI index) и прочие пункты возможны только в коммерческой версии cGPSMapper или версии Personal и поэтому тут рассматриваются кратко.
Индексация точек POI (POI Index) - включить точки POI в список при поиске объектов карты.
Вставлять номер перед именем (Put number before name) - вставить номер (дома) после имени объекта.
Вставлять индекс перед именем (Put ZIP before name) - вставить почтовый индекс после имени объекта.
Поиск пересечений улиц (Enable MG (search for intersection) - реализовать возможность поиска пересечений двух улиц.
Использовать нумерацию домов (Search house/street numbering) - использовать данные о нумерации домов вдоль улицы.
Включить автоматическую прокладку маршрута (Enable automatic routing) - включить функцию автоматической прокладки маршрута на основании дорожного графа исходной карты.
Эти три вкладки, которые мы рассмотрели выше, без сомнения, являются важнейшими. Поэтому в случае каких-то проблем с сохранением, конвертированием или просмотром карты, внимательно посмотрите установленные для неё параметры. Остальные вкладки являются в большей степени информационными. Вкратце рассмотрим их назначение.
Границы (Bounds).
В данном окне отображаются координаты прямоугольника, в который попадают все объекты на нашей карте. Объектами в данном случае считаются как все созданные нами объекты, так и присоединённые объекты - точки, треки, растровые карты.
Статистика (Statistics).
Окно статистики содержит информацию по всем созданным Вами объектах включая точки, линии и полигоны. Например, в данном случае видно, что на карте имеется 7 точек POI, 200 линий и 2220 полигонов. Всего на карте 2427 объектов.
Здесь так же имеется статистика о дорожном графе. Дорожный граф строится для реализации функции автоматического ведения по маршруту. О нём рассказано в другой статье. Стоимость конвертера cGPSMapper с поддержкой данной функции стоит 2800$. Правда есть альтернатива в виде тридцатидневной версии cGPSmapper Personal или воспользоваться сервисом МапЦентра.
В нижнем окне (By types) мы можем увидеть более подробную информацию о имеющихся объектах. Здесь дана сводка по типам, количестве объектов статистика по дорожному графу. Рассмотрим какая информация здесь есть. Код (Code) определяет значок и цифровой код объекта. Тип (Kind) показывает один из трёх видов объектов - точка, линия и полигон. Наименование (Description) - определяемое кодом объекта имя для данного объекта. Существует множество объектов, обозначающих всё, что угодно, начиная с простых - дорог, городов, мостов, зданий, и заканчивая уникальными - съезд к туалету, обломки кораблекрушения, поле для гольфа, военная база и т.п. Выбор для обозначений разных объектов по грубым прикидкам никак не меньше, чем 150-200. Самая богатая коллекция типов у набора для программы Навител Навигатор. Далее идет счётчик объектов (Count), показывающий сколько объектов с одинаковым кодом имеется на карте. Последнее поле показывает размер (Size) объектов.
Исходный код (Source).
Окно исходного кода показывает нам все данные о заголовке карты в "Польском формате". Сохраняйте все свои карты всегда только этом формате (File - Save As... тип Polish format *.mp, *.txt). Это очень важно! Все остальные форматы являются конечными и не предназначены для корректировки данных. Только карта, сохранённая в Польском формате может считаться "исходником" карты.
Дополнительно (Extras).
В этой вкладке можно создавать и редактировать дополнительные команды Польского формата. В 99,9% случаев эта возможность не требуется. Следует подчеркнуть, что GPSMapEdit не стирает команды, которые ему неизвестны. Поэтому для профессионалов это окно может в некоторых случаях быть полезно.
На этом предварительная настройка нашей будущей карты и рассмотрение её основных свойств заканчивается. Однако, нам ещё предстоит настроить некоторые функции самой программы. Эта операция не займёт у нас много времени. Для того, чтобы перейти в эти настройки надо в основном окне программы выбрать Tools (Инструменты) - Options...(Настройки).
НАСТРОЙКА ПРОГРАММЫ
Создание объектов (Edit).
В окне настроек программы мы можем выбрать варианты поведения курсора, цвет новых объектов, ширину линий для объектов и тип навигаторов, для которых будет создаваться карта.
Настройка поведения курсора заключается в выборе двух пунктов - двигаться по сетке генерализации (Snap to grid) и "прилипать" к ближайшим узлам (Stick to neighbours). Советую выставить галочки в последнем поле выбора. Сетка генерализации разбивает поле карты на прямоугольные участки определённого размера. Получается сетка. Курсор может ходить только по пересечениям этой сетки. Она достаточно мелкая, чтобы не мешать при создании сложных объектов. Размер этой сетки зависит от масштаба текущего уровня детализации - чем меньше масштаб, тем больше шаг сетки. Однако не всегда нужно, чтобы программа сама загрубляла форму объектов под сетку генерализации.
Эффект прилипания нужнее. Простой пример - вы нарисовали дорогу линией, по одну сторону от него есть пересечение с другой дорогой. Точно попасть на линию дороги практически невозможно, я если выставлена функция "прилипания", то курсор сам притянется к ближайшему узлу и стыковка дорог произойдёт гораздо проще.
С цветом новых объектов и ширине линии всё понятно. Серый цвет нейтрален и обычно хорошо виден, ширина тоже оптимальна. Обычно всё остаётся как есть.
Выбор типов навигаторов повторяет набор, рассмотренный нами выше.
Последним идёт выбор функционирования кнопок Shift и Ctrl. Настраивается способ множественного и селективного выделения объектов. Тут каждый настраивает так, как ему привычнее.
Вид рабочего пространства, объектов и треков (View).
Обратите внимание на эти настройки так, как они тоже могут очень помочь для лучшего восприятии карты и, особенно, при создании пересекающихся или вложенных объектов.
Первый пункт (Map background color) позволяет нам выбрать цвет фона рабочего пространства. Если Вам чем-то не нравится белый цвет, установленный по умолчанию, то выберите тот, который Вам больше всего подходит.
Далее (Transparent polygons view) идет очень интересный пункт настройки - выбор внешнего вида прозрачных полигонов. Они, в обычном состоянии, залиты цветом, определённым его типом и непрозрачны. Существует переключатель перевода таких объектов в режим прозрачности. Есть два типа прозрачности. Они условно показаны в маленьких рисунках напротив их выбора. Как Вы видите, первый вариант предусматривает, помимо отображения краевой линии полигона, ещё и его заливку сеткой. Второй вариант идёт уже без сетки - только линия по периметру. Поэкспериментируйте и решите, что для Вас наиболее приемлемо. От себя добавлю, что скорее всего придётся периодически, в зависимости от сложности и состава объектов, переключать этот режим для достижения лучшего восприятия.
Пункты выбора Tracks и Routes дают нам возможность выбрать цвет и толщину для подгружаемых треков и маршрутов. Здесь никаких сложностей нет. Скажу лишь, что треки по умолчанию подгружаются в том цвете, который был им назначен в OziExplorer.
Пункты выбора Map infotips позволяют определить какая информация об объекте будет выводиться при наведении на него курсором. Возможен вывод информации о типе объекта, названии улицы, города, почтовом индексе, телефоне которые присвоены данному объекту, а так же комментария к нему.
Единицы измерений (Units).
В этом окне нам будет предложен выбор единиц измерения расстояний и скорости (Distance, speed), высот и глубин (Elevation, depth), азимута (Azimuth), площадей (Area). Последний выбор - представление координат широты и долготы. Выбирайте, что Вам больше нравится.
Общие параметры (Common).
Пока данное окно не задействовано. В нём есть поле выбора языка интерфейса, но в нём пока только английский язык. Если Вам больше нравится русскоязычный интерфейс, то Вы всегда сможете скачать русификатор для последней версии программы GPSMapEdit на страничке "Русификаторы" этого сайта.
Всё. Настройка будущей карты и программы закончена. На этом разрешите завершить первую часть моего повествования о принципах работы в картографическом редакторе GPSMapEdit. Продолжение читайте в остальных частях статьи.
Вся информация и материал размещённый на данной странице был взять с официального источника v-dorogu.narod.ru